Проблема отличается от задачи тем, что не имеет готового способа решения. Мы привыкли решать задачи - к этому нас готовят в вузе. Но вот анализировать реальную ситуацию, или, как принято сейчас говорить, проводить ситуационный анализ, и формулировать проблемы нас не учат. И большинство людей этого в принципе делать не умеют.
В жизни мы, имеем дело с проблемами, а не с задачами. Именно поэтому наше умение, все то, чему нас обучали в школе и в вузе, в реальных жизненных ситуациях может пригодиться только при условии, если мы можем преобразовать ситуацию, возникающую при решении больших, многоплановых проблем, в совокупность ситуаций, связанных с решением стандартных задач.
И так, проблема возникает в некоторой ситуации. Образно говоря, ситуация - это то, куда мы попадаем, а не то, что мы создаем, и главное, это тот случай, когда никто не знает ни того, что происходит, ни того, что же надо делать. А делать, тем не менее, что-то нужно. Вот тогда-то ситуацию следует рассматривать как проблему. В этом случае проблема выступает как знание о том, чего мы не знаем и не можем сделать.
Способов решения для таких проблем нет. Нет и специалистов, которые были бы компетентны в проблеме. В современных условиях жизни все наши ситуации, которые нужно решать комплексно, должны решаться с учетом различных подходов, каждый из которых в компетенции отдельных профессионалов, а решения в целом не знает никто, в том числе и руководитель, их решение выше возможностей каждого отдельного профессионального специалиста. Они требуют учета самых разных сторон, самых разных аспектов, держателями которых являются отдельные профессиональные производства. Поэтому управленческое решение может быть принято только коллективом людей совместно. Только коллектив специалистов в состоянии дать анализ ситуации и оценить возможности.
Однако, когда такой коллектив специалистов собирается вместе, выясняется, что, независимо от количества собравшихся, общего языка они найти не могут. Каждый из участников обсуждения говорит на своем профессиональном языке, видит ситуацию, со своей стороны.
Предложения, которые выдвигает каждый, противоречат возможностям и предложениям других. Во многих случаях предложения исключают друг друга, и после длительных споров участники обсуждения расходятся с твердым убеждением, что коллективная междисциплинарная работа невозможна и решение может быть принято только авторитарно.
Оказывается, что профессионализм представляет собой источник многих наших бед. Чем лучше подготовлен профессионал и чем более он способен решать профессиональные и узкодисциплинарные задачи, тем менее, он способен оценить ситуацию в целом и принять решение, освободившись от догм своего профессионализма. А если мы имеем дело с ситуациями, требующими комплексного и, тем более, системного подхода, то с неизбежностью оказывается, что профессионал просто не подготовлен к принятию решения.
Таковы те обстоятельства, которые со всей остротой ставят вопрос о коллективном мышлении, коллективных действиях, - об объединении усилий, знаний, представлений, об интеграции их в одно какое-то представление (бизнес-модели), а также о необходимости найти формы коллективной работы (взаимного действия) в условиях, когда единой цели нет, и не может быть.