Когда говорят о внедрении на предприятиях инновационных решений, обычно не касаются вопроса о персонале, а между тем любое изменение неизбежно наталкивается на человеческий фактор.
Надо отметить, что формы организационной деятельности, должны соответствовать организационной модели, запечатленные в корпоративной культуре, которая в свою очередь соответствует целям и задачам, уровню развития предприятия, занимаемой нише на рынке. Если организационная деятельность не достаточна, то во взаимодействии мы наблюдаем рассогласованность, и если избыточна, то предприятие погрязнет в бюрократизации и окажется сковано скоростью реагирования. Следовательно, выращивание организационной модели в корпоративной культуре предприятия не панацея, а инструмент возможного развития в случае необходимости.
Человек не только является важнейшим ресурсом организации, он также представляет собой рефлектирующую систему. Это, по сути дела, означает, что он не только участвует в организации своей индивидной стороной, вступая в те или иные организационные, политические и экономические отношения; он еще самоопределяется как личность, превращая саму организацию в условие и ресурс собственного движения и развития. Другими словами, можно сказать, что человек принимает организацию прежде всего потому, что сам предполагает использовать ее.
Одним из ключевых моментов оказывается включение субъектов организуемой деятельности в сам процесс организации и управления. Именно этот момент лег в основу партиципативных методов в управлении, намечается отход от идеологии проектирования социальных систем и систем деятельности без отношения к человеку эту деятельность осуществляемую.
В этом случае мы должны учитывать проблемы организации активности индивидуума и личности, а также используемые другими субъектами (носителями) деятельности способы самоорганизации. При этом, как в первом, так и во втором случае, мы вынуждены будем учитывать фактор человеческого сознательного (рефлексивного) поведения (деятельности) и наличные социо-культурные ориентации. В этих целях мы рассматриваем управление организационными конфликтами как инструмент для разрешений противоречий личного, общественного и организационного. Перед нами встает вопрос о том, почему и как индивиды и организации принимают на себя ту или иную систему управления и тот или иной организационный проект.
Здесь еще раз проявляется связь организации с нормами и нормативами деятельности. Это значит, что всякая искусственно-техническая организация будет эффективна только в том случае, если она захватит и нормы деятельности. Именно в этом состоит основная причина того, что всякая попытка радикальной перестройки деятельности за счет чисто организационных мероприятий (приказов, распоряжений, указаний и должностных инструкций) всегда наталкивается на инерцию существующих систем деятельности и приводит к расхождению предполагаемых и реальных результатов Деятельности. В плане реальной организационной практики это означает, что организационное проектирование должно быть обязательно дополнено другими типами прожективного мышления и деятельности, в частности, программированием, а также культурной политикой и прикладной идеологией.
В корпорации налаживаются механизмы, обеспечивающие развитие, позволяющие управлять изменениями, сохраняя целостность. Мы констатируем, что уровень корпоративной культуры на предприятии формируется в контексте сформированности личностей в коллективе и уровня включённости в организацию.
Согласованность в глубине и полноте социальной перцепции каждого участника коллектива создает устойчивую морально-психологическую атмосферу определенности, позволяет надежно ориентироваться в атмосфере ценностно-нормативных ожиданий коллектива от поведения каждого индивида. Достаточно адекватное понимание людей существенно влияет на межличностные отношения: статусная структура включает не все категории, официальный руководитель является лидером всех группировок.
Так, установлено, что полнота отражения возможностей личности и адекватность их оценки людьми друг у друга во многом определяют характер их взаимодействия и результативность совместной деятельности. Для коллектива как субъекта деятельности особую остроту приобретает такой аспект проблемы, как способность индивидов отражать (предполагать) представление всего коллектива о своих участниках и характере их взаимодействия.
Когда различные подразделения предприятия черпают средства своего функционирования из одного ограниченного источника при условии, что свободные резервы средств уже истощены, взаимодействие между ними потенциально конфликтно. Часто организационные конфликты возникают вследствие внутренней противоречивости социальной структуры предприятий, основным конфликтогенным фактором является борьба различных индивидов, групп, структур по проблемам взаимоотношения власти.
Главной практической проблемой современных организаций является определение степени самостоятельности специалистов в сфере оперативной формулировки целей деятельности, типа решаемых задач, способа использования знания и контроля исполнения. Борьба между носителями различного типа власти — административной и профессионального знания — один из распространенных видов межгруппового конфликта. Главная причина повышенной внутренней конфликтности организаций этого типа заключается в том, что они принципиально опираются на способность людей к самодеятельности, на субъектное начало как отдельных индивидов, так и групп. Неформальные группы субкультуры на таком предприятии могут сформировать свои собственные цели, существенно отличающиеся от целей организации. И это уже является причиной организационного конфликта.
Весьма частым источником конфликтов в организациях является несбалансированность рабочих мест. Сбалансированность функционального - рабочего места означает, что рабочему месту не должны приписываться функции, не обеспеченные средствами, необходимыми для их исполнения, не должно быть средств, не связанных с какой-либо функцией. Обязанности и права при этом должны быть взаимно уравновешены, т. е. каждая обязанность должна быть обеспечена определенным правом, и никакое право не может осуществляться без определенной обязанности; объем ответственности, и объем власти должны быть связаны, т. е. ответственность за что-либо должна обеспечиваться соответствующей властью и наоборот.
Весьма распространены в организациях межличностные конфликты. В основе конфликта лежат столкновения людей, их мнений, позиций, взглядов, характеров, интересов с точки зрения психического состояния противоборствующих сторон, конфликт выступает единовременно и как защитная реакция, и как ответная эмоционально окрашенная реакция.
Мы отмечаем, что на стыке позиционного, структурного и функционального конфликтов образуется особая форма конфликтной ситуации - «инновационный конфликт». Он возникает с неизбежностью каждый раз, когда в организациях что-то меняется. Любое изменение или нововведение в организации затрагивает практически весь коллектив. Кто-то перемещается на другую должность, кто-то должен взять на себя дополнительную нагрузку, и как следствие меняются взаимоотношения. Это то, на что натыкается любое преобразование или реорганизация, проводимая на предприятии. Организационные мероприятия наталкиваются на инерцию существующей системы деятельности и приводят к расхождению предполагаемых и реальных результатов деятельности. Это значит, что искусственно-техническая организационная модель будет эффективна, только если она захватывает и нормы деятельности. В этом случае мы должны учитывать проблемы организации, активности индивида в профессии, должности и личности. Следует отметить, что коллектив не всегда понимает необходимость инновационного конструирования организационной модели и, в этом случае, воспринимает менеджера-организатора как источник этого «инновационного конфликта». В этом случае для актуализации понимания необходимости организационных изменений коллективом или группой, мы говорим о необходимости разработки методики разрешения инновационного конфликта.
А. С. Чернышев (2002) отмечает, что коллективы в плоскости взаимоотношений пластичны и динамичны, а в плоскости взаимодействия они консервативны и статичны. Любой вариант воздействия должен учитывать конфликтофобические эффекты и включать в себя определенные психотерапевтические компоненты. Следовательно, нами полагается, что наиболее динамичное изменение организационной модели необходимо запускать именно в плоскости взаимоотношений с разрешения некоторых выявленных из существующих конфликтов с тем, чтобы ознакомить коллектив со способами разрешения подобных конфликтов и снять тревожность по поводу предстоящих изменений. Это первый шаг - взаимоотношения. Отсюда следует, что первичные необходимые изменения на плоскости взаимоотношения нами организовываются через разрешение эмоциональных установок индивида имеющих конфликтогенный характер. Здесь возможны не только снижение тревожности индивидов, но и динамичное сплочение группы с раскрытием индивидуальных особенностей её участников. А, следовательно, мы получаем обогащение представлений отдельного индивида об ситуативных реакциях участников особенно на конфликтогенную ситуацию, что приводит к лучшему взаимодействию и слаженности в работе А.А. Бодалёв (1970).
Так, А.А. Бодалевым (1970) установлено, что полнота отражения возможностей личности и адекватность их оценки людьми друг у друга во многом определяют характер их взаимодействия и результативность совместной деятельности. Для коллектива как субъекта деятельности особую остроту приобретает такой аспект проблемы, как способность индивидов отражать представление всего коллектива о своих участниках и характере их взаимодействия.
Организационные ценности, являясь основным компонентом организационной культуры, могут не разделяться в полной мере членами организации. Именно столкновение организационных и личных ценностей, проявляющееся во внутрифирменных/организационных конфликтах, становится для консультанта зеркалом организационной культуры. Содержательная сторона этих конфликтов и их интенсивность являются ключевыми параметрами для выявления зоны развития организационной культуры. Конфликт в данной ситуации, с одной стороны, выполняет роль индикатора наличного состояния организационной культуры, с другой, является механизмом ее развития.
Оценка организационных свойств коллектива реализует интегративный подход к коллективу как субъекту деятельности. Требование личностного подхода к организации реализуется через дифференцированный учет включенности личности в организацию, т. е. способности ее принять цели, мотивы и нормы последней, а также готовность принять на себя повышенную ответственность и инициативность