Психолог, бизнес-аналитик

Специализируюсь на развитии свободной и самостоятельной личности и занимаюсь формированием организационной структуры на предприятиях
Психолог, бизнес-аналитик
Специализируюсь на развитии свободной и самостоятельной личности и занимаюсь формированием организационной структуры на предприятиях
Мысли в слух

Коллективное решение проблем

Бизнес-консалтинг
Наша современная жизнь состоит из многих обстоятельств, для которых нет готовых решений. Это относится как к самореализации человека и его проявлению в социуме, так и к экономике в целом и предпринимательской деятельности в частности. Оказывается, профильное образование не является панацеей, так как то, что мы изучаем в школе и институте можно применить только при условии, что есть навык преобразовать проблему в совокупность понятных задач. Однако большинство людей, это делать не умеют, да и не хотят, по накатанной то проще. В школах и вузах нас учили решать задачи, то есть применять известные методы по образцу. А вот переводить проблемы в задачи, точнее совершать ситуационный анализ и формулировать в чем, собственно, заключены обстоятельства нас не учат.
Наши сложности и трудности становятся проблемой, когда возникает некая ситуация, в которой никто не знает ни того, что происходит, ни того, что же надо делать. А что-то предпринимать и как-то действовать, тем не менее, нужно. В этом случае возникшее обстоятельство и следует рассматривать как проблему, оформленную как наше знание о том, чего мы не знаем и/или не можем реализовать. В таких случаях готовых способов решения нет, как нет и специалистов, которые являются компетентными в этой ситуации. Такие решения выше возможностей каждого отдельного профессионального специалиста, они требуют от нас учета самых разных аспектов, держателями которых являются отдельные узкие эксперты. Только коллектив специалистов в состоянии дать развернутый анализ и оценить имеющиеся возможности. Все возникшие моменты нужно решать комплексно, с учетом различных подходов, каждый из которых в компетенции отдельных профессионалов, а удовлетворительных ответов в целом не знает никто, ни руководитель, ни «гуру», поэтому управленческое решение может быть принято только совместно коллективом людей.
Однако, когда такие специалисты собираются вместе, выясняется, что общего языка они найти не могут. Каждый говорит на своем профессиональном языке, видит ситуацию со своей стороны, и выдвигаемые им предложения или конфликтуют с другими, или противоречат неким возможностям. И после длительных споров и глубоких эмоциональных переживаний участники расходятся с твердым убеждением, что коллективная междисциплинарная работа невозможна и решение может быть принято только авторитарно. Получается, что профессионализм представляет собой источник многих наших бед. Чем лучше подготовлен эксперт и может решать узко-дисциплинарные задачи, тем хуже он способен оценить ситуацию в целом и найти ответ, освободившись от догм своего профессионализма. И зачастую это чисто психологическая проблема личности, обусловленная самооценкой эксперта как опытного и профессионального специалиста. А если мы имеем дело с ситуациями, требующими комплексного и, тем более, системного подхода, то с неизбежностью оказывается, что профессионал просто не подготовлен к принятию коллективного решения, его коммуникативные навыки в стрессовых условиях дают сбой. Ему психологически сложно встречаться с критикой и с фактом, что при определенных обстоятельствах он оказывается не прав. Люди срываются и с предметного обсуждения переходят «на личности».
Таковы те обстоятельства, которые со всей остротой ставят вопрос как перед обществом, так и перед предпринимателями о поиске новых форм мышления и коллективных решений, где интегрированы представления о социальном взаимодействии, а главное, о необходимости вовлечения в эти процессы экспертов, использующих знания психологии взаимодействия и развития личности.