Есть проблемы и есть задачи

Проблема отличается от задачи тем, что не имеет готового способа решения. Мы привыкли решать задачи - к этому нас готовят в вузе. Но вот анализировать реальную ситуацию, или, как принято сейчас говорить, проводить ситуационный анализ, и формулировать проблемы нас не учат. И большинство людей этого в принципе делать не умеют.

В жизни мы, имеем дело с проблемами, а не с задачами. Именно поэтому наше умение, все то, чему нас обучали в школе и в вузе, в реальных жизненных ситуациях может пригодиться только при условии, если мы можем преобразовать ситуацию, возникающую при решении больших, многоплановых проблем, в совокупность ситуаций, связанных с решением стандартных задач.

И так, проблема возникает в некоторой ситуации. Образно говоря, ситуация - это то, куда мы попадаем, а не то, что мы создаем, и главное, это тот случай, когда никто не зна­ет ни того, что происходит, ни того, что же надо делать. А делать, тем не менее, что-то нужно. Вот тогда-то ситуацию следует рассматривать как проблему. В этом случае проблема выступает как знание о том, чего мы не знаем и не можем сделать.

Способов решения для таких проблем нет. Нет и специ­алистов, которые были бы компетентны в проблеме. В со­временных условиях жизни все наши ситуации, которые нужно решать комплексно, должны решаться с учетом различных подходов, каждый из которых в компетенции отдельных профессионалов, а решения в целом не знает никто, в том числе и руководитель, их решение выше возможностей каждого отдельного профессионального специалиста. Они требуют уче­та самых разных сторон, самых разных аспектов, держателями которых являются отдельные профессиональные производства. Поэтому управленческое решение может быть принято только коллективом людей совместно. Только коллек­тив специалистов в состоянии дать анализ ситуации и оценить возможности.

Однако, когда такой коллектив специалистов собирается вместе, выясняется, что, независимо от количества собравшихся, общего языка они найти не могут. Каждый из участников обсуждения говорит на своем профессиональном язы­ке, видит ситуацию, со своей стороны.

Предложения, которые выдвигает каждый, противоречат возможностям и предложениям других. Во многих случаях предложения исключают друг друга, и после длительных споров участники обсуждения расходятся с твердым убеждением, что коллектив­ная междисциплинарная работа невозможна и решение может быть принято только авторитарно.

Оказывается, что профессионализм представляет собой источник многих наших бед. Чем лучше подготовлен профессионал и чем более он способен решать профессиональные и узкодисциплинарные задачи, тем менее, он способен оценить ситуацию в целом и принять решение, освободившись от догм своего профессионализма. А если мы имеем дело с ситуациями, требующими комплексного и, тем более, системного подхода, то с неизбежностью оказывается, что профессио­нал просто не подготовлен к принятию решения.

Таковы те обстоятельства, которые со всей остротой ставят вопрос о коллективном мышлении, коллективных действиях, - об объединении усилий, знаний, представлений, об интеграции их в одно какое-то представление (бизнес-модели), а также о необходимости найти формы коллективной работы (взаимного действия) в условиях, когда единой цели нет, и не может быть.